+7 (812) 775-10-50

Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры

Транспортное моделирование

Транспортная система (города, региона, страны) обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при оптимальных затратах. При её развитии и совершенствовании приходится принимать различные управленческие решения. Как оценить, какое решение будет лучше и на сколько, не приведёт ли оно к ухудшению транспортной ситуации, в какой последовательности необходимо эти решения реализовывать и какой эффект в итоге получится? Ответить на эти вопросы позволяют транспортные модели. В качестве объекта моделирования могут выступать как транспортные системы, например, города или региона, так и отдельные инфраструктурные объекты, например, морской порт.Транспортные модели, в зависимости от типа и уровня моделирования, позволяют получить как существующие, так и прогнозные значения различных характеристик функционирования транспортных систем, таких как:

  • интенсивности движения транспорта и пешеходов;
  • скорости движения;
  • загруженность движением участков улично-дорожной сети;
  • загрузки маршрутов пассажирского транспорта и транспортных средств;
  • объемы перевозок грузов и пассажиров;
  • затраты времени на перевозки;
  • задержки при проезде участков улично-дорожной сети;
  • длины заторов;
  • другие характеристики, описывающие функционирования транспортной системы.

Наши специалисты осуществляют весь комплекс работ, необходимых для создания и актуализации транспортных моделей:

  • Сбор первичной информации об объекте моделирования (технические и экономические характеристики, программы развития, законодательная база, климатические и экологические особенности рассматриваемой территории и т.д.).
  • Выбор необходимого программного обеспечения в соответствии с задачами проекта.
  • Проведение необходимых транспортных обследований и социологических опросов населения.
  • Калибровка транспортной модели.
  • Разработка сценариев развития объекта моделирования (строительство, реконструкция, изменение организации дорожного движения, новая тарифная политика и т.д.).
  • Обработка и анализ результатов моделирования и выработка рекомендаций.
  • Подготовка презентационных материалов для проведения совещаний и общественных слушаний.

По опыту применения транспортные модели можно разделить на следующие группы:

1. Статические транспортные модели регионального и межрегионального уровня

Разрабатываются для больших территориальных единиц, объединяющих несколько муниципалитетов, районов, областей, и т.д. Целью таких транспортных моделей может быть прогнозирование транспортных и пассажирских потоков в разрезе транспортных коридоров (федеральные и международные автодороги), межмуниципальных и межрегиональных маршрутных сетей пассажирского транспорта, прогнозирование грузопотоков крупных портов и терминалов, обслуживающих несколько регионов, и т.д.

Транспортные модели подобного уровня наиболее часто применяются при разработке таких проектов как:

  • Транспортная стратегия региона;
  • Обоснование инвестиций в крупные логистические и грузоперерабатывающие терминалы;
  • Программа развития видов транспорта;
  • Концепция комплексного развития международного транспортного коридора;
  • Комплексный план транспортного обслуживания;
  • Схема территориального планирования;
  • Другие стратегические и программные документы регионального, государственного и международного значения.

2. Статические транспортные модели муниципалитетов, населенных пунктов, городов и агломераций

Данные модели представляют собой виртуальную транспортную систему соответствующей территории, например, города. Разработка таких моделей необходима для обоснования различных решений по развитию улично-дорожной сети или системы пассажирского транспорта и определению наиболее эффективных предложений. Подобные транспортные модели формируются в целях разработки таких проектов как:

  • Комплексная транспортная схема – КТС;
  • Схема территориального планирования – СТП;
  • Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры – ПКРТИ;
  • Стратегия развития пассажирского транспорта – СРПТ;
  • Комплексный план транспортного обслуживания – КПТО;
  • Комплексная схема организации дорожного движения – КСОДД;
  • Комплексная схема организации транспортного обслуживания – КСОТ;
  • Проект организации дорожного движения – ПОДД;
  • Оптимизация маршрутной сети пассажирского транспорта;
  • Другие проекты по транспортному и градостроительному развитию, влияющие на всю транспортную систему рассматриваемой территории.
3. Статические транспортные модели зон тяготения

Наиболее часто применяются при технико-экономическом обосновании строительства или реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, например, мостов, путепроводов, транспортных обходов, автомагистралей, в том числе и платных, городских улиц и пр.

Основополагающим в таких моделях является сам рассматриваемый объект, а зона моделирования ограничивается границей тяготения и влияния.

Данные транспортные модели необходимы для определения транспортной, экологической и социально-экономической эффективности реализации проектов строительства или реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.

4. Динамические транспортные модели объектов транспортной инфраструктуры

К динамическим транспортным моделям относятся модели, имитирующие движение транспорта, пассажиров или пешеходов в режиме реального времени. В отличие от статических транспортных моделей, они наглядно демонстрируют, как именно осуществляется движение по интересующему транспортному объекту. Например, это может быть перекресток, или транспортно-пересадочный узел, или остановка пассажирского транспорта с подходами, или участок, а иногда и вся автомагистраль, и т.д.

Применение динамических транспортных моделей позволяет провести детальный анализ функционирования конкретного объекта, проработать техническое решение или варианты организации дорожного, пешеходного и велосипедного движения с целью определения наилучшего варианта.