Современные транспортные проекты, как правило, предусматривают оценку целесообразности их коммерческой эксплуатации. Это могут быть и платные дороги, и высокоскоростные железнодорожные магистрали, и городской пассажирский транспорт и платные парковки.
И если оценка «расходной составляющей» — капитальных и эксплуатационных затрат является, хоть и достаточно трудоемкой, но формализованной технической задачей, то определение «доходных» параметров проекта не установлено в нормативно-технической документации и требует совместной работы как транспортных специалистов, так и экономистов, и социологов, и математиков.
Разработка оптимальной тарифной политики для нового транспортного проекта базируется на одновременном достижении нескольких взаимосвязанных условий: обеспечения высокого уровня сбора платы, формирования стабильного и значительного спроса на поездки, сохранения удобных условий передвижения, снижения операционных затрат.
Для решения указанной задачи специалистами ООО «НИПИ ТРТИ» выполняются следующие работы:
-
Определяется набор тарифов для групп пользователей на основе расчета их выгод от использования нового проекта методами транспортного математического моделирования.
-
Анализируется действующая практика и регулирующая документация по сбору платы на исследуемом виде транспорта в регионе.
-
Проводится анализ подходящей зарубежной практики и учитываются современные тенденции развития транспортных систем, например, такие как каршеринг или MaaS.
-
На основе социологического спроса формируется поведенческая модель.
-
Рассчитывается эластичность спроса по цене, с учетом прочих ограничений формируется тарифная политика, обеспечивающая наибольшую выручку от сбора платы при достижении высокого уровня спроса.
-
Разрабатываются предложения по системе абонементов, программ лояльности, использования единых или повременных билетов и т. д.
|
|