+7 (812) 775-10-50

Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры

Макроэкономический анализ для крупных межрегиональных транспортных проектов

Создание крупной железнодорожной или автомобильной магистрали, нового морского порта или нового крупного терминала требует подробного анализа рыночного окружения проекта на макроуровне. Для определения экономической целесообразности проекта необходим комплексный макроэкономический анализ, позволяющий разработать обоснованный прогноз потенциального спроса на пользование объектом.

Для решения поставленной задачи мы проводим изучение текущего и перспективного социально-экономического развития территории «зоны тяготения», которая может включать в себя как несколько российских регионов, так и, при необходимости, зарубежные страны. Также исследуется состояние транспортного комплекса, включая его узкие места, анализируются объёмы и структура основных грузовых и пассажирских потоков. Разработанный документ может быть использован для оценки эффективности инвестиций, разработки финансовой модели и проектной документации.

В ходе такого анализа ООО «НИПИ ТРТИ» выполняет следующие характерные работы:

  • Социально-экономический анализ по регионам «зоны тяготения». 
  • Анализ факторов конкурентоспособности видов транспорта. 
  • Анализ промышленного развития и основных мест грузопоглощения и грузогенерации. 
  • Опрос предприятий. 
  • Анализ перспектив развития внутренней и внешней торговли.

 

 

Социально-экономический анализ по регионам «зоны тяготения» проводится на основании исходных данных, получаемых из официальных источников: Федеральной службы государственной статистики, органов исполнительной власти регионов, включенных в «зону тяготения». Проводится ретроспективный анализ макроэкономических и региональных показателей, характеризующих текущий уровень социально-экономического развития.

Основываясь на результатах проводимого исследования, определяются основные тенденции для разработки прогнозных данных об уровне социально-экономического развития на кратко-, средне- и долгосрочный период развития.

Понимание текущего и прогнозируемого уровня социально-экономического развития регионов, включенных в «зону тяготения», является одним из основных факторов, определяющих нагрузку на проектируемый объект инфраструктуры.

В результате проведённого исследования выявляются факторы конкурентоспособности и определяются наиболее востребованные виды транспорта. На основании результатов анализа стратегических и программных документов, регламентирующих развитие транспортной сферы на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, определяется потенциал развития того или иного вида транспорта в «зоне тяготения».

Анализ развития основных мест грузопоглощения и грузогенерации осуществляется с использованием данных, получаемых из официальных источников. В ходе выполнения работ используются результаты пространственного анализа системы объектов притяжения грузового транспорта (объектов торговли, предприятий и производств, логистических комплексов, транспортных терминалов и т.д.).

Кроме того, проводится тщательный анализ стратегических и нормативно-правовых документов, регламентирующих как экономическое развитие регионов в целом, так и отдельных отраслей экономики, в том числе промышленной.

Основываясь на результатах проводимых исследований определяется текущий и прогнозный уровни промышленного развития основных мест грузопоглощения и грузогенерации.

Опрос предприятий проводится с целью определения круга предприятий, непосредственно заинтересованных в строительстве и/или развитии того или иного инфраструктурного объекта.

Результаты анализа данных, полученных в ходе проведения подобного опроса, также служат основой для определения прогнозируемой нагрузки на проектируемый объект инфраструктуры.

Опрос может осуществляться как посредством телефонных звонков, так и через направление официальных запросов.

Одними из основных факторов, влияющих на формирование нагрузки на проектируемый объект межрегионального значения, являются перспективы развития внутренней и внешней торговли.

Для оценки перспектив развития внутренней и внешней торговли используются официальные данные, представленные в различных программных документах федерального и регионального уровней, аналитические исследования крупнейших международных агентств и корпораций, регрессионный анализ ключевых показателей за предыдущие периоды.

Специалисты НИПИ ТРТИ при необходимости проводят также собственные досчеты отдельных показателей, базируясь на имеющейся доступной информации.