+7 (812) 775-10-50

Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры

Оптимизация маршрутных сетей пассажирского транспорта общего пользования

В настоящее время одним из приоритетных направлений развития транспортных систем городов является совершенствование общественного транспорта общего пользования. Удобные маршруты общественного транспорта в сочетании с современным подвижным составом и развитой транспортной инфраструктурой позволяют решать большинство транспортных проблем и обеспечивать высокую мобильность жителей и гостей города.

Наш институт имеет богатый опыт в разработке комплексных документов развития городского пассажирского транспорта. Только за последние годы наши сотрудники выполнили работы по оптимизации маршрутных сетей пассажирского транспорта общего пользования в таких городах как Санкт-Петербург, Казань, Набережные Челны, Калининград, Екатеринбург, Липецк, Тверь, Тольятти, Ярославль, Рыбинск, Сочи, Самара, Архангельск, Саранск, Чебоксары.

Этапы оптимизации маршрутной сети общественного транспорта общего пользования:

Проведение обследования пассажирских потоков

Методика обследования пассажирских потоков выбирается индивидуально для каждого проекта. Обследования пассажиропотоков, как правило, проводятся комбинированным способом с использованием таких методов как табличный, талонный, билетный, анкетный, визуальный метод с использованием средств видеофиксации, метод автоматизированного учета пассажиров, входящих и выходящих на остановочных пунктах с привязкой полученных данных к географическим координатам (система автоматического подсчета пассажиропотока на базе «Автограф GSM» и датчиков «IRMA Matrix»). Полученные данные обрабатываются и используются для формирования ГИС и транспортной модели распределения пассажирских потоков.

Проведение социологического опроса

В целях оценки транспортного поведения населения, уровня качества и эффективности транспортного обслуживания проводится социологический опрос. Как правило, анкета направлена на выяснение следующих данных:

  • возрастная и социальная группы респондента;
  • используемый вид транспорта и причины его выбора;
  • цели поездки, основные характеристики поездки;
  • оценка качества транспортного обслуживания, основные проблемы обслуживания пассажиров.

Анализ существующего состояния городского пассажирского транспорта

На данном этапе производится комплексный анализ транспортной и маршрутной сети, определение показателей функционирования маршрутов по видам транспорта, анализ объектов транспортной инфраструктуры. Определяется функциональная характеристика существующей маршрутной сети, оценивается качество обслуживания населения маршрутами пассажирского транспорта по основным показателям: комфортности поездки; времени, затрачиваемого пассажиром на передвижение; безопасности перевозки; вежливости со стороны персонала и т.д. Также производится анализ особенностей системы организации и управления пассажирским транспортом общего пользования. На основании проведенного анализа будут сделаны выводы об общей эффективности системы управления и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Характеристика результатов обследования городского пассажирского транспорта

В ООО «НИПИ ТРТИ» разработано специальные программное обеспечение для анализа маршрутной сети и обработки транспортных обследований. Первичные данные обследований могут быть представлены в графическом и табличном виде. На основании обследований представляются данные о наполняемости, количестве и типе подвижного состава, производится анализ пространственного распределения спроса на передвижения и т.д., определяются значения суточного объема перевозок по маршрутам и видам ГПТ, значения и направления пассажиропотоков в пиковые и межпиковые периоды суток. На основании данных, полученных в результате обработки обследования пассажирских потоков, представляются картограммы пассажиропотоков, картограммы пассажирооборота остановочных площадок, картограммы дублирования маршрутной сети, картограммы пешеходной доступности до остановок городского пассажирского транспорта и т.д.

Формирование компьютерной модели распределения пассажиропотоков по вариантам маршрутной сети

На данном этапе работы формируется компьютерная модель транспортной системы города с использованием программного комплекса PTV Vision® Visum. Разрабатываемая модель позволяет провести расчеты пассажирских потоков с учетом индивидуального и общественного транспорта. Модель состоит из двух основных частей:

  • транспортного предложения (улично-дорожная сеть, транспортный граф, граф путей сообщения);
  • пространственного спроса – данных о расселении жителей, системы транспортного районирования, информации о подвижности населения (поездках, которые совершают жители).

Определение оптимального варианта маршрутной сети городского пассажирского транспорта на основании данных моделирования и экспертного анализа

Формирование новой маршрутной сети пассажирского транспорта производится на основании результатов математического моделирования с учетом таких показателей как суммарное время на передвижение «от двери до двери», удаленность остановочных пунктов, частота движения ГПТ, количество пересадок при поездке пассажиров, безопасность, степень наполнения ПС, стоимость проезда, удобство пользования транспортом и т.д.

Документ планирования регулярных перевозок

В рамках данного этапа осуществляется подготовка сводного реестра маршрутов регулярных перевозок с указанием их основных параметров, разрабатывается план-график перехода к новой маршрутной сети с указанием конкретных мероприятий и сроков их проведения. Также в рамках данного этапа возможна разработка рекомендаций по формированию лотов для проведения конкурсов по маршрутам, формирование предложений по совершенствованию системы управления пассажирским транспортом, обоснование мероприятий по модернизации системы оплаты проезда и т.д.