+7 (812) 775-10-50

Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры

Разработка тарифных политик на транспорте

Современные транспортные проекты, как правило, предусматривают оценку целесообразности их коммерческой эксплуатации. Это могут быть и платные дороги, и высокоскоростные железнодорожные магистрали, и городской пассажирский транспорт и платные парковки.

И если оценка «расходной составляющей» — капитальных и эксплуатационных затрат является, хоть и достаточно трудоемкой, но формализованной технической задачей, то определение «доходных» параметров проекта не установлено в нормативно-технической документации и требует совместной работы как транспортных специалистов, так и экономистов, и социологов, и математиков.

Разработка оптимальной тарифной политики для нового транспортного проекта базируется на одновременном достижении нескольких взаимосвязанных условий: обеспечения высокого уровня сбора платы, формирования стабильного и значительного спроса на поездки, сохранения удобных условий передвижения, снижения операционных затрат.

Для решения указанной задачи специалистами ООО «НИПИ ТРТИ» выполняются следующие работы:

  • Определяется набор тарифов для групп пользователей на основе расчета их выгод от использования нового проекта методами транспортного математического моделирования.

  • Анализируется действующая практика и регулирующая документация по сбору платы на исследуемом виде транспорта в регионе.

  • Проводится анализ подходящей зарубежной практики и учитываются современные тенденции развития транспортных систем, например, такие как каршеринг или MaaS.

  • На основе социологического спроса формируется поведенческая модель.

  • Рассчитывается эластичность спроса по цене, с учетом прочих ограничений формируется тарифная политика, обеспечивающая наибольшую выручку от сбора платы при достижении высокого уровня спроса.

  • Разрабатываются предложения по системе абонементов, программ лояльности,  использования единых или повременных билетов и т. д.